![]()
Седьмого ноября 2025 года завершилась шестая Конференция Сторон Минаматской конвенции о ртути.
Спустя восемь лет после вступления в силу, Минаматская конвенция добилась определенных успехов. В настоящее время запрещены многие товары и процессы, содержащие ртуть, приняты руководящие принципы по наилучшим доступным технологиям и наилучшим экологическим практикам, ведется работа по составлению национальных кадастров выбросов. На фоне широкого кризиса в многостороннем управлении и сложных переговоров по пластику в августе 2025 года коллегиальный дух Конференции сторон Минаматской конвенции сохранился на ее шестом совещании (КС-6), и делегаты достигли консенсуса по ряду сложных вопросов. Как Секретариат, так и делегаты выразили уверенность, что предстоящая оценка эффективности Конвенции, запланированная на КС-7, подтвердит этот прогресс.
По мере развития дебатов все более заметной становилась позиция разных групп стран: развитые страны, стремящиеся ускорить вывод ртути из обращения (за некоторыми исключениями, касающимися стоматологической амальгамы), страны с переходной экономикой, взвешивающие промышленную конкурентоспособность и осуществимость, и развивающиеся страны, стремящиеся перейти к безртутным технологиям за счет расширения доступа к финансированию, технической поддержке, передаче технологий и созданию потенциала. Эти различия в возможностях и приоритетах часто определяли темпы прогресса по различным пунктам повестки дня, от стоматологической амальгамы и кустарной добычи золота (КМДЗ) до винилхлоридного мономера (ВХМ).
В данном анализе рассматривается, как КС переходит от обязательств к их выполнению, исследуются более глубокие проблемы, которые возникли на КС-6, и анализируется, как Стороны работают над поддержанием сотрудничества и амбиций.
Спорные вопросы
Когда делегаты собрались в Женеве, многие задавались вопросом, насколько эффективно Конвенция сможет сбалансировать амбиции с практическими реалиями осуществления договора. Ряд обязательств был отложен на несколько лет, что отражало признание участниками переговоров того факта, что некоторые обязательства будут политически, экономически и/или технически сложны для выполнения и что потребуется время для создания основы для их эффективного осуществления. Однако по мере приближения срока выполнения этих обязательств и увеличения связанных с ними затрат стало ясно, что некоторые страны по-прежнему не готовы.
Текущий 2025 год стал ключевым сроком для стран, которые получили пятилетнюю отсрочку для вывода из обращения товаров с добавлением ртути, перечисленных в приложении А к Конвенции. Не имея возможности уложиться в этот срок, ряд стран со средним уровнем дохода и развивающихся стран запросили дальнейшие отсрочки, подчеркнув необходимость справедливости, гибкости и поддержки. КС, созванная для рассмотрения их просьб, сочла эту задачу сложной потому что не существует установленной процедуры для рассмотрения таких случаев. Другие делегаты выразили разочарование, утверждая, что соответствующие страны имели достаточно времени и финансовой поддержки для завершения процесса постепенного отказа от ртути.
Другим примером является ВХМ, промышленное химическое вещество, которое является ключевым ингредиентом поливинилхлорида (ПВХ). Производство ВХМ является крупнейшим из оставшихся промышленных процессов, в которых используется ртуть. Исследование Секретариата Минаматской конвенции показало, что методы на основе этилена являются доступными и осуществимыми альтернативами в производстве ВХМ. Однако признание их осуществимости повлекло бы за собой обязательство Сторон постепенно прекратить использование ртути в производстве ВХМ к 2030 году. Динамика стала очевидной, когда в контактной группе по техническим вопросам одна страна с доходом выше среднего яростно выступила против такого признания. На карту были поставлены 70 заводов по производству ВХМ в стране, которые все еще используют ртуть, и делегация отказалась признать даже то, что научные данные подтверждают целесообразность отказа от использования ртути, не говоря уже о том, что это экономически осуществимо. В конечном итоге делегаты решили отложить рассмотрение этого вопроса до КС-7 в 2027 году, отметив, что Стороны уже обязаны прекратить добычу первичной ртути к 2032 году.
Давнейшая проблема стоматологической амальгамы была еще одним трудным препятствием. Стоматологическая амальгама по-прежнему широко используется для пломбирования зубов и вызывает опасения по поводу здоровья населения, особенно уязвимых групп, таких как беременные женщины и дети. Однако предложение Африканской группы о ее постепенном отказе к 2030 году, впервые выдвинутое на КС-4, привело к затяжным дискуссиям. Африканские делегаты предупредили, что «проницаемые границы» и «слабое законодательство» региона могут превратить Африку в свалку отходов амальгамы. Тем не менее, несколько развитых стран, которые медленно внедряют безртутные альтернативы и на протяжении многих лет выступают против этой меры, затянули обсуждение, выступая за более поздний срок отказа от использования ртути — 2034 год. Как пояснил один из делегатов, «для развитых стран это не вопрос науки, а вопрос огромной административной работы и доступа к альтернативам в сельских регионах». Несколько стран с переходной экономикой также высказали оговорки по поводу срока 2030 года. В конце концов, делегаты приняли долгожданное и историческое решение, пойдя навстречу менее подготовленным странам и установив срок отказа от использования ртути в 2034 году.
Вопросы торговли и использования ртути в КМДЗ не решены
Помимо давления приближающихся сроков, КС-6 пришлось решать несколько сложных вопросов, перенесенных с КС-5. Одним из них были источники и торговля ртутью. Несколько делегатов указали на пробел в регулировании, позволяющий производить и торговать соединениями ртути практически без ограничений, поскольку Конвенция ограничивает только поставки и торговлю элементарной ртутью. КС-6 добилась некоторых успехов в этом вопросе, приняв решение, которое призывает Стороны рассмотреть возможность включения в Конвенцию нового приложения по соединениям ртути. Однако эта инициатива, вероятно, столкнется с серьезными трудностями в будущем. В то время как развитые и развивающиеся страны поддержали добавление приложения, некоторые страны с доходом выше среднего уже выразили сомнения по поводу того, что легальная торговля соединениями ртути подрывает цель Конвенции, которая является критерием для включения новых приложений. Вновь дискуссия выявила значительные экономические интересы стран с переходной экономикой, некоторые из которых по-прежнему в значительной степени полагаются на промышленные процессы, основанные на использовании ртути. По словам одного из наблюдателей: «Этот вопрос потребует много времени, усилий, координации и денег».
Еще одним спорным вопросом на КС-6 был КМДЗ, цель которого — ликвидировать использование ртути в такой практике. Сложность вопроса побудила создать внеплановую контактную группу. На предыдущих КС делегаты признали, что универсального решения этой проблемы не существует. В результате страны были обязаны разработать национальные планы действий. Однако, поскольку страны продолжают экспериментировать с различными подходами, проблема становится все более сложной и остается далекой от решения, чему способствуют как рекордно высокие цены на золото, так и растущее участие организованных преступных сетей. Хотя некоторые развивающиеся страны подчеркнули, что КМДЗ имеет жизненно важное значение для местных средств к существованию, и предложили меры по обеспечению прослеживаемости, должной осмотрительности и справедливого перехода, несколько делегаций высказали предостережения в отношении формулировок, которые они считали чрезмерно предписывающими или юридическими, ставя под сомнение как осуществимость, так и масштаб таких мер.
Обсуждения по вопросу о КМДЗ также показали, что в некоторых частях мира использование ртути связано со среднемасштабными незаконными операциями, выходящими за рамки Конвенции, в то время как в других регионах законодательство о добыче полезных ископаемых различает только мелкомасштабную и крупномасштабную деятельность. Эти различия в определениях затрудняют выработку общих подходов, подчеркивая, что скорость осуществления в равной степени зависит как от местных условий управления, так и от экономических реалий.
Эти проблемы ясно показывают, что для достижения цели Конвенции необходимо устранить сохраняющиеся финансовые, управленческие и технические пробелы в торговле ртутью и КМДЗ, а также решить проблему обращения с отходами, которая в этом году оставалась относительно второстепенной. Эти вопросы составляют значительную часть глобального использования и выбросов ртути и могут подорвать долгосрочную эффективность договора.
В последний день КС-6 многие делегаты поздравляли друг друга с успешной КС. Несмотря на достигнутый прогресс, КС-6 оставляет значительную работу для КС-7, в том числе по ВХМ, соединениям ртути, КМДЗ и отходам. Наибольшая сложность заключается в контроле диффузных и экономически укоренившихся источников, при этом КМДЗ по-прежнему составляет наибольшую долю глобальных выбросов ртути, а промышленные процессы продолжают выбрасывать и перерабатывать ртуть в сложных цепочках поставок. Для поддержания динамики Конвенции потребуется продолжение сотрудничества на всех уровнях реализации, чтобы обеспечить достижимость цели по выводу ртути из обращения.
Дополнительная информация доступна по ссылкам:
https://ipen.org/
https://minamataconvention.org/en/meetings/cop6
https://enb.iisd.org/minamata-convention-mercury-cop6