Главная О нас ЭКОдата ЭКОЛОГиЯ БиоТОП Карта

Бишкек: современные троллейбусы, финансируемые ЕБРР, заменены на газовые и аккумуляторные автобусы



Троллейбус 11-го маршрута в октябре 2024 г. | © Lars Richter 20.07.2025

В Международном издании “Urban Transport Magazine” (Журнал “Городской транспорт”) опубликована статья исследователя Института Региональной Географии им Лейбница (Германия, Лейпциг) Егора Мулеева совместно с редакцией самого журнала: “Бишкек: современные троллейбусы, финансируемые ЕБРР, заменены на газовые и аккумуляторные автобусы”. Публикуем перевод с английского языка. Оригинал статьи



Троллейбус 14-го маршрута - октябрь, 2024 | © Lars Richter

8 ноября 2024 года в Бишкеке, столице Кыргызской Республики в Центральной Азии, по инициативе городской администрации во главе с мэром Айбеком Джунушалиевым было остановлено движение троллейбусов. Объявление о закрытии троллейбусной системы, демонтаже сети и инфраструктуры, а также о передаче большей части парка современных низкопольных троллейбусов в другие города, было сделано в мае 2024 года. Троллейбусы должны были заменить газовые автобусы и электробусы.



Рабочие троллейбусы, выведенные из эксплуатации после закрытия системы – март 2025 года | © Дмитрий Орлов



Демонтаж контактной сети – 22 октября 2024 | © Lars Richter

Отказ от системы общественного транспорта с нулевым уровнем выбросов трудно понять, особенно в городе, где многие другие маршруты в настоящее время обслуживаются дизельными автобусами, газовыми автобусами и маршрутками (частными микроавтобусами), которые могли бы стать очевидными кандидатами для перехода на электробусы. Более того, существующая троллейбусная сеть могла бы стать идеальной основой для применения технологии IMC, что означает зарядку во время движения Это позволяет комбинировать движение троллейбусов вне контактной сети с использованием тяговых батарей, которые заряжаются без потери времени на стоянках, а во время движения под контактной сетью.



© Дмитрий Орлов

Но еще более удивительно то, что большая часть троллейбусного парка Бишкека была обновлена в период с 2013 по 2018 год за счет финансирования Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Закупленные транспортные средства находятся в исправном состоянии и не выработали свой ресурс. Финансирование было предоставлено двумя траншами на общую сумму 23,5 млн долларов США для покупки 131 троллейбуса и обслуживания электрооборудования. Представители ЕБРР не были заранее проинформированы о решении закрыть систему и передать транспортные средства. Когда они узнали о ситуации, то ЕБРР в своём письме, направленном в мэрию (от 24 июня 2024 года), чётко указал: «Финансирование ЕБРР предназначено для троллейбусов, эксплуатируемых в Бишкеке» и «для любой передачи, аренды или иного распоряжения всеми или значительной частью активов, эксплуатируемых в рамках проекта, требуется согласие ЕБРР». Однако эти опасения не имели никакого практического эффекта.



Низкопольные троллейбусы Транс-Альфа в депо в октябре 2024 | © Lars RichterОктябрь, 2024 | © Lars Richter

Мэрия Бишкека официально объявила, что по просьбе администрации Оша 100 троллейбусов будут бесплатно переданы в г. Ош. На самом деле в дополнительных транспортных средствах не было (и нет) необходимости. Ош уже получил два проекта по электротранспорту, финансируемых ЕБРР, и имеет 23 троллейбуса в эксплуатации, поскольку на сегодняшний день в городе действуют только две троллейбусные линии. Планируется открытие третьей линии, и некоторые подготовительные работы уже начаты, но даже в этом случае максимальная потребность в транспортных средствах не превысит 45 троллейбусов. Значительное количество новых троллейбусов Бишкека было фактически передано Ошу и небольшой системе Нарына, но большинство из них больше не эксплуатируются и находятся в запущенном состоянии. Между тем было объявлено о закрытии троллейбуса в Нарыне.



Автобусы на газе, заменяющие экологически чистые троллейбусы на электротяге – реальное решение для Бишкека? | © Дмитрий Орлов

Работы по демонтажу контактной сети в Бишкеке началось летом 2024 года. Согласно официальному заявлению, семь из десяти троллейбусных маршрутов были «временно» закрыты из-за дорожных работ. До этого система состояла из 210 км контактных сетей в однопутном исчислении и 183 троллейбусов.
Летом 2024 года прошли многочисленные публичные протесты против решения властей. Сегодня большая часть контактной сети уничтожена, а депо и мастерские реконструированы для обслуживания электробусов. Против мэрии и троллейбусной компании было возбуждено несколько судебных дел по обвинению в нарушении законов, касающихся процесса принятия решений. Дела все еще находятся на рассмотрении.



Рабочие троллейбусы, хранящиеся вне депо после закрытия системы – март 2025 года | © Дмитрий Орлов

С ноября 2024 года троллейбусы были заменены газовыми автобусами, но они не обеспечивают дополнительную провозную способность. Это привело к перегрузке и ухудшению качества обслуживания жителей города. По состоянию на май (и по настоящий момент) 2025 года в городе не работает ни один вид электрического общественного транспорта. Одно из последних нововведений заключается в том, что оставшиеся троллейбусы будут преобразованы в электробусы. Вместо 300 транспортных средств с нулевым уровнем выбросов в транспортной системе теперь нет ни одного.



Бишкек, как столица Кыргызстана, присоединился к программе «Зеленые города» ЕБРР в 2019 году с целью решения экологических проблем и улучшения качества жизни жителей. Целями проекта по троллейбусам были повышение эффективности и качества местных услуг, улучшение экологических и социальных условий, связанных с обновлением парка троллейбусов города, восстановление системы электроснабжения троллейбусов и поставка ключевого оборудования для технического обслуживания. Азиатский банк развития профинансировал закупку 120 электробусов с целью улучшения экологии и качества обслуживания. Однако закрытие троллейбусов никоим образом не способствовало достижению этой цели.


Текст: Егор Мулеев и редакция Urban Transport Magazine