Главная О нас ЭКОдата ЭКОЛОГиЯ БиоТОП Карта

Переговоры по соглашению о пластике для защиты здоровья и окружающей среды



В марте 2022 года государства-члены Организации Объединенных Наций приняли резолюцию EA.5/Res.4 « Остановим загрязнение пластиком: на пути к созданию международного юридически обязывающего инструмента для переговоров о международном юридически обязывающем договоре о прекращении загрязнения пластиком». В резолюции подчеркивается необходимость предотвращения загрязнения пластиком и связанных с ним рисков для здоровья человека. 1 Тем не менее, несмотря на важность здоровья в усилиях по борьбе с загрязнением пластиком, в нынешнем предлагаемом тексте договора имеются существенные пробелы, которые подвергают здоровье человека риску из-за опасных химических веществ и пластика. Для принятия эффективного договора соображения здравоохранения должны играть более заметную роль.


Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подсчитала, что примерно четверть всех смертей в мире обусловлена вредным воздействием окружающей среды, включая воздействие химических веществ, загрязнение окружающей среды и отходы, что непропорционально сильно сказывается на странах с низким и средним уровнем дохода. 2 Тревожным является тот факт, что, по прогнозам, к 2060 году производство пластика увеличится на 300%. 3


Производство пластика является одним из ключевых факторов, влияющих на нездоровую окружающую среду, и оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на каждом этапе жизненного цикла пластика, от производства до использования, переработки и утилизации, включая засорение, сжигание и открытое сжигание пластика. На Всемирной ассамблее здравоохранения (ВАЗ) в 2023 году 194 государства-члена подняли этот вопрос, и была принята резолюция WHA/76, направленная на активизацию усилий по борьбе с загрязнением химическими веществами и пластиком, в том числе в рамках процесса Договора о пластмассах. 4

Пластики производятся из более чем 16 000 химических веществ, большинство из которых получают из нефти и газа. 5 Более 4200 из них считаются опасными, в то время как токсичность большинства остальных неизвестна. 5 К этим опасным химическим веществам относятся пер- и полифторалкильные вещества (вечные химикаты), фталаты (химические вещества, которые есть везде и всюду), бисфенолы и другие вещества, нарушающие эндокринную систему, которые могут влиять на естественную гормональную систему нашего организма, что приводит к вредным последствиям для здоровья. 6 Установлено, что воздействие этих и многих других химических веществ, используемых в пластмассах, увеличивает риск развития множества хронических заболеваний, включая рак, нарушения развития нервной системы и бесплодие. 6

Более того, всё больше данных указывают на опасность для здоровья, которую представляют микропластик и нанопластик, образующиеся при распаде пластика на мелкие частицы или намеренно добавляемые в потребительские товары. 7 Микропластик может повышать риск респираторных, репродуктивных и желудочно-кишечных заболеваний, а также потенциально связывать их с раком лёгких и толстой кишки. 7

Как ни парадоксально, здравоохранение стало крайне зависимым от пластиковых изделий. Переход здравоохранения от многоразовых к одноразовым пластиковым изделиям8 ускорился во время пандемии коронавирусной инфекции 2019 года, когда сектор здравоохранения чрезмерно закупал одноразовые изделия, причём примерно половина из них не использовалась и выбрасывалась, а доказательства пользы от такого перехода были весьма ограничены9,10. Договор о пластике должен стимулировать сектор здравоохранения к содействию экологической устойчивости и внедрению инноваций в области более безопасных материалов.

Большинство стран, участвующих в договоре, выступают за решение проблемы пластикового загрязнения на каждом этапе жизненного цикла пластика, включая установление ограничений на производство пластика. 11 Однако прогресс сдерживается коалицией стран-производителей нефти и газа и промышленных групп, представляющих компании, занимающиеся добычей ископаемого топлива, химической промышленностью и производством пластика, которые выступают за договор, ориентированный на управление отходами и их переработку, подход, который усугубляет, а не смягчает вред пластика. 12 Эти страны и компании также стремятся ограничить обсуждения пластиковыми изделиями, что отвлекает от внимания к регулированию токсичных химических веществ в пластике как материале. Подход, регулирующий пластик как материал, будет более эффективно охватывать весь пластик, от производства до конца жизненного цикла.


Поэтому, когда переговоры по договору продолжатся в августе 2025 года, мы рекомендуем делегатам рассмотреть обеспокоенности ВАЗ относительно воздействия пластмасс на здоровье человека и окружающую среду и создать договор, который: (i) защищает здоровье и окружающую среду как основные цели договора; (ii) требует рассмотрения рисков для здоровья и воздействия во всех соответствующих договорных обязательствах и решениях; (iii) фокусируется на ограничении и сокращении производства пластмасс и стимулировании альтернатив; (iv) прекращает производство и использование токсичных химических веществ во всех пластмассах и обеспечивает безопасные альтернативы без токсичных веществ, предотвращая при этом замену аналогичными опасными химическими веществами; (v) устраняет токсичные выбросы и выбросы на всех этапах жизненного цикла пластмасс, включая запрет на переработку пластмасс, содержащих токсичные химические вещества; (vi) требует отчетности, прозрачности и подотчетности в отношении производства и отходов, импорта и экспорта пластмасс (включая связанные с ними химические вещества); (vii) использует все механизмы финансирования для реализации договора, в том числе посредством расширенной ответственности производителя и принципа «загрязнитель платит». и (viii) отклоняет всеобщие исключения, включая изъятия пластика для нужд здравоохранения, одновременно гарантируя, что основные лекарства и изделия медицинского назначения останутся доступными и недорогими для тех, кто в них нуждается.

Эти шаги соответствуют позиции ВОЗ по договору 11 и имеют важное значение для выполнения ее мандата по защите здоровья и окружающей среды от токсичных пластмасс.

*Ссылки: 1.Резолюция UNEA 5/14. Положить конец загрязнению пластиком: на пути к созданию международного юридически обязывающего инструмента. Программа ООН по окружающей среде, пятая сессия, Найроби (гибридная), 22 и 23 февраля 2021 г. и 28 февраля – 2 марта 2022 г. Найроби: Программа ООН по окружающей среде; 2022. Доступно по ссылке [30 мая 2025 г.].

2. Исполнительный совет EB 154/24. Пункт 22 предварительной повестки дня. Изменение климата, загрязнение и здоровье. Воздействие химических веществ, отходов и загрязнения на здоровье человека. Доклад Генерального директора Исполнительного совета, 154-я сессия. В: Сто пятьдесят четвертая сессия, Исполнительный совет Всемирной организации здравоохранения, Женева, 18 декабря 2023 года. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2023. Доступно по адресу [30 мая 2025 г.]

3. Глобальные перспективы пластика: сценарии политики до 2060 года. Париж: Организация экономического сотрудничества и развития; 2022. Доступно по адресу[дата обращения: 6 мая 2025 г.]

4. Резолюция WHA76. 17. Пункт повестки дня 16.3. Воздействие химических веществ, отходов и загрязнения на здоровье человека, май 2023 г. В: Семьдесят шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, Женева, 30 мая 2023 г. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2023. Доступно по адресу[30 мая 2025 г.]

5. Вагнер М., Монклус Л., Арп Х.П.Х., Грох К.Й., Лёсет М.Э., Мунке Дж. и др. Состояние науки о пластиковых химикатах — выявление и решение проблем, связанных с химическими веществами и полимерами. Мейрин: Zenodo; Доступно по адресу

6. Вудрафф Т.Дж. Влияние на здоровье эндокринных разрушителей, полученных из ископаемого топлива. N Engl J Med. 2024. 7 марта; Доступно по адресу

7. Chartres N, Cooper CB, Bland G, Pelch KE, Gandhi SA, BakenRa A и др. Влияние микропластика на здоровье пищеварительной, репродуктивной и дыхательной систем человека: быстрый систематический обзор. Environ Sci Technol. 2024. Доступно по адресу

8. MacNeill AJ, Hopf H, Khanuja A, Alizamir S, Bilec M, Eckelman MJ и др. Трансформация отрасли медицинского оборудования: дорожная карта к циклической экономике. Health Aff (Millwood). 2020. Доступно по адресу

9. Смит М., Сингх Х., Шерман Дж. Д. Профилактика инфекций, планетарное здоровье и одноразовый пластик. JAMA. 2023. Доступно по адресу

10. Глобальный анализ медицинских отходов в контексте COVID-19: статус, последствия и рекомендации. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2022. Доступно по ссылке[30 мая 2025 г.]

11. Обеспечение интеграции аспектов здравоохранения в международный юридически обязательный документ о загрязнении пластиком, в том числе в морской среде. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2024. Доступно по ссылке[дата обращения: 30 мая 2025 г.].

12. Андерсон С. Договор ООН о загрязнении пластиком сорван из-за того, что страны, занимающиеся добычей ископаемого топлива, блокируют ограничения на его производство. Health Policy Watch. 3 декабря 2024 г. Доступно по ссылке [30 мая 2025 г.].


Информация об авторе: Nicholas Chartres a, ✉ , Quinn Grundy b , Fiona A Miller c , Björn Beeler d , Tracey J Woodruff e
Информация об авторских правах и лицензиях: PMCID: PMC12231067 PMID: 40630155


По материалам глобальной сети IPEN