Главная О нас ЭКОдата ЭКОЛОГиЯ БиоТОП Карта

Договор по пластику не принят, но работа продолжается



Возобновленная пятая сессия Межправительственного переговорного комитета (МПК-5.2) по разработке международного юридически обязательного документа о загрязнении пластиком, в том числе в морской среде, предоставила делегатам второй шанс достичь соглашения, учитывая, что на пятой сессии в Пусане, Республика Корея, в декабре 2024 года они не смогли прийти к консенсусу. В условиях постоянно растущего объема пластиковых отходов, которые, как научно доказано, отравляют экосистемы и загрязняют организм человека, делегаты собрались в Женеве в надежде преодолеть существенные разногласия, чтобы остановить волну загрязнения пластиком и выполнить мандат Экологической ассамблеи ООН (ЮНЕА).

Напомним, что ЮНЕА приняла несколько резолюций для обсуждения наилучших способов решения проблемы загрязнения пластиком. В 2017 году резолюцией 3/7 ЮНЕА была создана Специальная группа экспертов по морскому мусору и микропластику для определения ряда национальных, региональных и международных вариантов реагирования, включая меры, инновационные подходы, а также добровольные и юридически обязательные стратегии и подходы в области управления; а также экологических, социальных и экономических затрат и выгод различных вариантов реагирования на угрозу пластикового загрязнения.

Работая в контакте и в неформальных группах на протяжении большей части встречи МПК-5.2 в Женеве, страны обменялись мнениями и провели переговоры по тексту, основанному на документе Председателя, опубликованном в декабре 2024 года.

Наиболее сложные вопросы, пронизывающие переговоры, касались того, охватывает ли мандат ЮНЕА вопросы, связанные с устойчивым производством пластика, сырья для производства пластиковых изделий, и кто будет нести ответственность за финансирование осуществления будущего договора. В отношении финансирования они обсудили включение предлагаемой новой классификации стран, выделив «стороны, имеющие возможность» вносить финансовый вклад в осуществление в наиболее уязвимых странах. В эту группу могли бы войти развивающиеся страны, которые производят пластик и/или изготавливают пластиковые изделия и получают прибыль от их продажи.


Делегаты также разделились по вопросу о том, следует ли использовать формулировку ЮНЕА, определяющую сферу применения, которая охватывает полный жизненный цикл пластика. Многие поддержали этот подход, а некоторые настаивали на «пересмотре». Помимо этого, стремясь понять позиции друг друга, они также расширили первоначальный текст, добившись ограниченного прогресса в направлении нового договора.

Кроме того, не удалось договориться о сокращении производства пластика и контроля за использованием токсичных химических веществ в производстве пластика и товаров из него.

Пожалуй, наиболее значимой особенностью встречи стало распространение новых текстов председателем МПК-5.2, которые не получили широкой поддержки со стороны государств. Многие также выразили разочарование в связи с отсутствием ясности и «непрозрачностью» методов работы, которые мешали проведению встречи, в частности разработкой двух текстов председателей, которые некоторые сочли «несбалансированными». В конце концов, председатель МПК не имел иного выбора, кроме как закрыть встречу, объявив, что будет проведено очередное заседание в дату, которая будет определена позднее, хотя осталось неясным, на каком документе будут основываться дальнейшие переговоры.

МПК-5.2 прошла в Женеве, Швейцария, с 5 по 15 августа 2025 года, в ней приняли участие более 2600 делегатов, представляющих 183 государства-члена и 400 организаций-наблюдателей, включая экологические группы, сборщиков отходов, коренные народы и молодежь, научные сообщества, а также лоббистов из отраслей ископаемого топлива и химической промышленности. Семьдесят министров и заместителей министров, а также 30 других высокопоставленных представителей также приняли участие в неформальных круглых столах, прошедших в кулуарах сессии.

На МПК-5.2 общественные организации HEJSupport, SSNC, groundWorkSA, IPEN, Женская основная группа при ЮНЕП, вместе с многими другими организациями и сетями гражданского общества по всему миру, работали над тем, чтобы заручиться поддержкой стран для включения в документ надежных, юридически обязательных положений о прозрачности и отслеживаемости информации о химических веществах в пластмассах.


Основываясь на предыдущих раундах переговоров, мы понимаем, что многие правительства уже поддерживают принцип полного раскрытия и прослеживаемости химической информации на протяжении всего жизненного цикла пластмасс. Хотя МПК-5.2 не привела к достижению соглашения, динамика была очевидна: многие страны поддержали совместное предложение Швейцарии и Мексики, призывающее к глобальному регулированию токсичных химических веществ в пластмассах. Почти 90 правительств поддержали его положения об идентификации и устранении «химических веществ, вызывающих озабоченность», наряду с конкретными мерами по обеспечению прозрачности и отслеживаемости химических веществ в пластиковых изделиях.

Эта широкая коалиция, охватывающая различные регионы и уровни экономического развития, демонстрирует, что значимые, основанные на научных данных правила в отношении химических веществ, вызывающих озабоченность, являются одновременно необходимыми и осуществимыми.

Прозрачность и отслеживаемость имеют решающее значение для будущего договора, который должен эффективно защищать людей и окружающую среду от загрязнения пластиком. Без идентификации химических веществ в пластмассах и отслеживания их в каждом товаре безопасное обращение, переработка и циркулярность останутся невозможными.

Мы будем продолжать сотрудничество со странами и партнерами, чтобы обеспечить сохранение этих важных положений в ходе предстоящих переговоров и их включение в окончательный текст договора.

По материалам глобальной сети IPEN