Проект по переоборудованию старых троллейбусов в электробусы в Бишкеке оказался под вопросом — и не только из-за высокой стоимости. На кону — миллионы сомов из бюджета, отсутствие прозрачности и риск снова получить некачественный общественный транспорт. В начале июня власти Бишкека анонсировали запуск первого экспериментального электробуса — троллейбуса, переоборудованного за 4,5 миллиона сомов. Однако даже этот первый образец всё ещё не вышел на линию, а вокруг проекта нарастает скепсис со стороны жителей, экспертов и даже самого производителя троллейбусов.
Тендер на 4,5 млн сомов провалился — дважды
На портале госзакупок дважды объявлялся тендер на переоборудование троллейбуса в электробус. И дважды он не состоялся — подрядчиков не нашлось. Причём предложенная сумма в 4,5 млн сомов за одну машину, по оценкам экспертов, почти вплотную приближается к половине стоимости нового троллейбуса (в среднем $100–120 тысяч).
Ссылки на тендеры:
https://zakupki.okmot.kg/popp/view/order/view.xhtml?id=12229940
https://zakupki.okmot.kg/popp/view/order/view.xhtml?id=11896135
После провала тендера мэрия перешла к прямым переговорам. Кто именно стал подрядчиком — не раскрывается. Это вызывает опасения у общественности: как можно доверять качество работ компании, о которой никто ничего не знает, включая производителя техники?
Производитель — против, но чиновники упорно продолжают эксперименты.
Как удалось выяснить, мэрия всё-таки обращалась напрямую к заводу-изготовителю троллейбусов, чтобы обсудить возможность официальной модернизации. Завод отказался, посчитав переоборудование технически нецелесообразным. Это не остановило чиновников — они решили искать "альтернативных" исполнителей. Вопрос возникает сам собой: если даже производитель считает проект бессмысленным — зачем продолжать?
Бишкек рискует повторить историю с «коррупционными автобусами»
История с закупкой автобусов без кондиционеров и низким качеством сборки свежа в памяти горожан. С тех пор каждый новый проект в сфере общественного транспорта вызывает тревогу: будет ли он безопасным, надёжным и эффективным?
В этот раз всё выглядит ещё более сомнительно:
- нет раскрытия данных о подрядчике,
- нет публичного технического задания,
- нет данных о сертификации,
- неизвестны требования по безопасности и испытаниям опытного образца.
Инициативная группа направила официальный запрос в мэрию на получение этих документов.
Новый электробус за $51,5 тыс или функционирующий троллейбус — бесплатно?
Основной аргумент критиков проекта прост: зачем тратить миллионы на переоборудование того, что уже работает?
Троллейбусы не нуждаются в батареях. Они получают питание напрямую от контактной сети и могут эффективно обслуживать городские маршруты. В одном из депо сейчас завершается капитальный ремонт техники, приобретённой за кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Эти машины уже оплачены, но простаивают. В текущей экономической ситуации вложение $2,5 млн (если переоборудовать хотя бы 50 троллейбусов) в сомнительный проект выглядит как нерациональное расходование средств налогоплательщиков.
А что с климатом и устойчивостью?
Парадоксально, но троллейбусы — один из самых экологичных видов городского транспорта. Это уже безуглеродная система, не требующая аккумуляторов, которые в будущем придётся утилизировать. Вместо переоборудования эксперты предлагают:
восстановить и расширить существующую троллейбусную сеть;
использовать технологии «гибридов» — с возможностью автономного хода, но без полной замены систем;
инвестировать в качество и безопасность уже имеющегося транспорта.
25 июня в 14:00 в Административном суде Бишкека состоится заседание по вопросу передачи троллейбусов, закупленных по линии ЕБРР. Суд потребовал от мэрии предоставить документы, подтверждающие условия кредитования и техническое состояние транспорта.
Заседание открыто для общественности. Адрес: ул. Ибраимова, 64, 4 этаж, кабинет №5 (необходимо иметь паспорт).
Эксперименты с переоборудованием транспорта без внятных целей, подрядчиков и контроля — путь в никуда. Троллейбусы — это не прошлое, это устойчивое будущее, которое уже есть в распоряжении города. И если Бишкек хочет быть «зелёным» и современным, ему стоит начать не с переоборудования, а с рационального и ответственного управления тем, что уже есть.
Редакция ЭкоМиРа продолжит следить за ситуацией по раскрытию технической документации и условий контрактов.