Главная О нас ЭКОдата ЭКОЛОГиЯ БиоТОП Карта

Где взять деньги для осуществления Глобального договора по пластику?



Финансирование играет важную роль в действиях по охране окружающей среды, поскольку без необходимых средств не могут быть осуществлены важные проекты, направленные на решение природоохранных проблем и сохранение ресурсов. Анализ опыта предыдущих международных экологических соглашений показывает, что адекватное и предсказуемое финансирование является ключевым элементом успеха любого договора - в то время как соглашения, которые не обеспечены достаточными ресурсами в адекватной форме, имеют трудности с выполнением.

Сейчас идет разработка нового международного договора по пластику. Как должно осуществляться его финансирование, чтобы он стал успешным и достиг заявленных целей? На этот вопрос отвечает новый доклад GAIA “От обязательств к действиям: разработка справедливого и эффективного финансового механизма для Глобального договора по пластику».

В докладе отмечается, что для работ по договору потребуются значительные ресурсы – прежде всего, на укрепление потенциала различных государственных ведомств осуществлять положения конвенции, разрабатывать и исполнять новые законодательно-правовые акты, повышение технической базы. Важными задачами также является просветительская и образовательная работа, улучшение системы управления отходами, внедрение принципов справедливого перехода, стимулирование перехода к пост-пластиковой экономике, а также очистка территорий, загрязненных прошлыми пластиковыми отходами.

В докладе проанализированы возможные источники финансирования этих грандиозных задач. Преобладающим источником ресурсов большинства МЭС обычно являются правительства развитых стран. Это отражает международно признанный принцип Общей и дифференцированной ответственности. В случае с договором по пластику, считают авторы, существенный вклад в финансовые механизмы договора должны внести все основные страны-производители пластика – как традиционно относящиеся к категории развитых, так и те. которых по-прежнему классифицируют как «развивающиеся» страны, несмотря на высокие доходы и уровень индустриализации. Это будет также способствовать реализации принципа «загрязнитель платит».


Предлагается активно использовать ресурсы частного сектора: через механизмы расширенной ответственности производителя (уже широко используемого на уровне отдельных стран), пластиковых кредитов (пока недостаточно проработанный и не получивший значительного распространения аналог углеродных кредитов) и платы за производство пластика (предлагаемый инструмент, при котором производители могли бы платить 60-90 долл .за тонну произведенного пластика , что позволит собрать 25-35 млрд долл. в год).

При этом только привлечения адекватного количества средств будет недостаточно - необходимо обеспечить, чтобы институциональные структуры, условия и источники соответствовали потребностям и получателям. Наиболее перспективным подходом, по мнению авторов, является новый специализированный финансовый механизм, который смог бы обеспечить прямой доступ государств-членов, местных правительств и соответствующих локальных групп, таких как сборщики отходов, коренные народы, затронутые местные сообщества. Этот механизм должен быть уполномочен использовать различные финансовые инструменты, включая гранты и льготные кредиты, в зависимости от проекта и получателя. Он должен опираться на различные финансовые ресурсы, включая, как минимум, национальные взносы и глобальный сбор за производство пластика.

СКАЧАТЬ Полный текст доклада


По материалам глобальной сети IPEN