Главная О нас ЭКОдата ЭКОЛОГиЯ БиоТОП Карта

Межсессионная работа по пластиковому договору



На четвертой сессии Межправительственного переговорного комитета (МПК-4) по подготовке юридически обязательного договора по борьбе с пластиковым загрязнением был выдан мандатна создание двух специальных экспертных групп открытого состава: по финансам и по продукции и химическим веществам. Эти две группы будут проводить свою работу в режиме онлайн и в ходе одного очного заседания 24-28 августа в Бангкоке, Таиланд.

Экспертная группа 1: Финансы

Экспертная группа по финансам будет работать под сопредседательством г-жи Кейт Линч из Австралии и г-на Оливера Боачи из Ганы, и ее мандат предусматривает: "...разработать анализ потенциальных источников и средств, которые могут быть мобилизованы для реализации целей инструмента, включая варианты создания финансового механизма, согласования финансовых потоков и стимулирования финансирования, для рассмотрения Комитетом на его пятой сессии".

По мнению Международной сети по ликвидации загрязнителей (IPEN), важно создать специальный "многосторонний фонд или фонды в рамках нового инструмента, в который государства-члены и другие источники финансирования будут вносить средства для поддержки реализации договора.

Несмотря на то, что загрязнение окружающей среды признано планетарным кризисом, отсутствует целевое финансирование для осуществления необходимых мер контроля. Кластер по управлению химическими веществами и отходами уже испытывает острую нехватку средств, и, несмотря на значительное пополнение Глобального экологического фонда (ГЭФ) на период 2022-2026 годов, финансирование недостаточно для обеспечения выполнения существующих многосторонних экологических соглашений (МЭС).

Для обеспечения адекватного финансирования реализации Договора по пластмассам решающее значение будет иметь создание многостороннего фонда с достаточным, предсказуемым и устойчивым финансированием. Финансовая поддержка потребуется и для стимулирующих мероприятий, например, для укрепления потенциала и повышения осведомленности. В настоящее время борьба с воздействием токсичных пластиков сопряжена с огромными затратами на здравоохранение и охрану окружающей среды. Финансирование необходимых мер по борьбе с загрязнением пластиком будет компенсировано экономией средств, полученной за счет снижения затрат на здравоохранение и охрану окружающей среды.

Кроме того, будущий договор должен обеспечить, чтобы промышленные предприятия, связанные с производствам пластика и пластиковых материалов, несли экологические и медицинские издержки своей деятельности путем реализации принципа "загрязнитель платит". Это должно относиться как к унаследованному загрязнению, так и к затратам на ущерб, связанный с пластиками. Расширенный текст проекта договора включает в себя возможность введения глобального сбора за загрязнение пластиком, который должны уплачивать производители пластиковых полимеров в пределах своей юрисдикции, для реализации принципа "загрязнитель платит". Договор должен обеспечить, чтобы собранные средства использовались для реализации его требований.

Группа экспертов 2: Продукция и химические вещества

Группа по пластиковой продукции и химическим веществам будет работать под председательством г-на Акселя Борхмана из Германии, г-жи Гвен Сисиор из Палау и г-на Луая Альмухтара из Ирака, и ее мандат состоит в следующем:
"...определить и проанализировать критериальные и некритериальные подходы в отношении пластмассовых изделий и химических веществ, вызывающих озабоченность в пластмассовых изделиях, и дизайна продукции с упором на возможность переработки и повторного использования пластмассовых изделий с учетом их использования и применения, для рассмотрения Комитетом на его пятой сессии".

Химикаты для производства пластмасс включают мономеры, , добавки и непреднамеренно добавленные вещества . Тысячи пластиковых химикатов были определены как токсичные ("химические вещества токсичными ("химические вещества, вызывающие озабоченность"), из-за их вредного вредного воздействия на здоровье человека или на окружающую среду. Из более чем 16 000 ( Wagner et al 2024 ) химических веществ, связанных с пластмассами, менее 1 % (128) ([url=chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.basel.int/Portals/4/Basel%20Convention/docs/plastic%20waste/UNEP-FAO-CHW-RC-POPS-PUB-GlobalGovernancePlastics-2023.pdf]BRS 2023[/url]) регулируются существующими глобальными соглашениями на протяжении всего их жизненного цикла.

Защита здоровья человека и окружающей среды от токсичных химических веществ потребует включения следующих подходов:

- Глобальные и юридически обязательные ограничения: Пластмассы перемещаются через границы в результате торговли и в качестве мусора, перенося токсичные химические вещества. Токсическое воздействие пластмасс невозможно предотвратить только с помощью национальных мер контроля.

- Ограничение торговли токсичными пластмассами: Страны, которые не ограничивают содержание опасных химических веществ в своих пластмассах, либо потому, что они не являются участниками Договора, либо потому, что считают использование химического вещества необходимым в своей стране, не должны иметь права на торговлю этими пластмассами в качестве материалов, изделий или для утилизации.

- Подход, основанный на оценке опасности: Подход, основанный на опасности, исходит из предположения, что токсичные химические вещества слишком опасны, чтобы их можно было безопасно использовать. Согласно подходу, основанному на опасности, токсичность химического вещества является достаточным основанием для принятия мер по защите здоровья для предотвращения вреда здоровью. В отличие от этого, подход, основанный на оценке риска, базируется на устаревшем предположении, что можно установить "безопасный" уровень воздействия токсичных химических веществ. Это предположение не учитывает эндокринно-деструктивные свойства и другие непороговые токсические воздействия. Следует избегать подхода, основанного на оценке риска, поскольку он требует длительных, дорогостоящих и часто основанных на предположениях оценок токсичности, путей и уровней воздействия, выщелачивания химических веществ и анализа соотношения риска и пользы. Поэтому подход, основанный на оценке опасности, является единственно возможным и наиболее безопасным для здоровья подходом к решению проблемы токсичных химических веществ в пластмассах.

Регулирование групп химических веществ: Научные данные показывают, что отдельные химические вещества из родственных групп или семейств обычно представляют схожую опасность. Уроки прошлого опыта показывают, что важно разрабатывать меры контроля для целых классов или родственных групп химических веществ, а не позволять промышленности заменять известные опасные химические вещества другими, обладающими теми же свойствами, но прошедшими меньшее количество исследований по безопасности или вообще не проводившимися. В соответствии со Стокгольмской конвенцией, несколько химических веществ уже включены в список групп, например полихлорированные бифенилы, короткоцепочечные хлорированные парафины и перфторгексансульфоновая кислота (ПФГКС), ее соли и соединения, связанные с ПФГКС (UNEP и BRS 2023, [url=chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.basel.int/Portals/4/Basel%20Convention/docs/plastic%20waste/UNEP-FAO-CHW-RC-POPS-PUB-GlobalGovernancePlastics-2023.pdf]BRS 2023[/url]).

Обновление с учетом современных научных знаний: МКП должен обеспечить гибкость Договора с учетом меняющихся научных знаний и потребностей. Договор должен содержать приложение, в котором перечислены химические вещества, включая полимеры и мономеры, подлежащие контролю/регулированию на протяжении всего их жизненного цикла. Список должен быть основан на критериях, позволяющих определить, какие химические вещества подлежат ликвидации и поэтапному отказу, а также должен включать первоначальный список химических веществ и полимеров, вызывающих озабоченность (см. примеры на стр. 4-5).

- Подход "нет данных - нет рынка". означает, что только химические вещества, прошедшие испытания на безопасность и имеющие общедоступные данные о токсичности, должны быть разрешены к использованию в пластмассах и допускаться к торговле между Сторонами и странами, не являющимися Сторонами.

- Подход, основанный на прозрачности и прослеживаемости : Информация о химических веществах, используемых в производстве пластмасс и в качестве их ингредиентов, должна быть общедоступной и передаваться по цепочке поставок, в том числе менеджерам по утилизации отходов, переработчикам и потребителям с помощью утвержденной на глобальном уровне маркировки и глобальных баз данных. Подходы, основанные на прозрачности, позволяют быстро выявлять опасные химические вещества и заменять их более безопасными альтернативами. Информация о химических веществах в пластмассах должна отслеживаться в отдельных пластмассовых материалах и изделиях с помощью носителей данных с уникальными идентификаторами продукции. Хранение данных о химическом составе продукции в глобальной базе данных, связанной с уникальными идентификаторами продукции, позволит сохранить данные на протяжении всего жизненного цикла продукции и облегчит принятие решений по ее переработке ( HEJSupport, SSNC, groundWorkSA 2023 ).

Критерии регулирования химических веществ из пластмасс могут включать в себя то, что химические вещества сначала оцениваются на предмет того, что они 1) являются химическими веществами из пластмасс 2) имеют доступные данные об опасности 3) увеличивают барьеры для циркулярности или имеют известные или потенциальные
3) увеличивает барьеры для кругооборота или имеет известные или потенциальные неблагоприятные последствия для здоровья человека или окружающей среды. Затем третий пункт может быть оценен по конкретным подкритериям для определения опасности химических веществ. Критерии могут оцениваться количественно (по конкретным цифрам) или качественно (взвешивание различных аспектов), или в их сочетании.

В ходе обсуждения на МКП-4 было представлено несколько материалов, посвященных критериям для химических веществ, вызывающих озабоченность, а именно:
- [url=chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://resolutions.unep.org/incres/uploads/european_union_part2_criteria_and_lists_for_2_and_3.pdf]представление ЕС[/url] предложение по неисчерпывающему содержанию приложений А и В, включая критерии и перечень;
- [url=chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://resolutions.unep.org/incres/uploads/chemicals_of_concern_in_plastics_proposal_by_cook_islands_rwanda_and_norway.pdf]представление Норвегии[/url] от имени Норвегии, Островов Кука и Руанды, подход к критериям и перечням химических веществ, вызывающих озабоченность, и;
- [url=chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://resolutions.unep.org/incres/uploads/sub-group_1.2_proposal_from_norway_cook_islands_rwanda_annex_part_ii_provision_2_on_chemicals_0.pdf]представление Норвегии[/url] от имени Норвегии, Островов Кука и Руанды, Приложение по критериям и спискам химических веществ, вызывающих озабоченность;

Предыдущая работа по этой теме также проводилась между МКП-3 и МКП-4 в рамках [url=chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://resolutions.unep.org/resolutions/uploads/report_0.pdf]неофициального технического диалога[/url] под руководством Великобритании и Бразилии.

Подчеркнем, что критерии приоритезации химических веществ на основе их опасности были согласованы еще в 2015 году в рамках Программы по химическим веществам ЮНЕП. Они включают :

Стойкие, биоаккумулирующие и токсичные (PBT)
Очень стойкие, очень биоаккумулирующие (vPvB)
Канцерогены, мутагены и токсичные для репродукции (CMR)
Эндокринные разрушители (EDC)
Токсичные для нервной системы
Другие химические вещества, вызывающие озабоченность


Групповой подход крайне важен, так как позволит рассматривать токсичные вещества такие, например, как бромированные антипирены, фталаты, ультрафиолетовые стабилизаторы, перфтороктановые соединения как группы, а не по отдельности. Перфтороктановые соединения, например, насчитывают порядка 16 000 веществ. Сложно представить, сколько времени займет, если рассматривать каждое из них в отдельности.

По материалам глобальной сети IPEN