Мы гибнем от удушья. В зимние месяцы в Бишкеке загрязнение атмосферы превышает норму во много раз. Этой теме посвятили круглый стол, прошедший в столице.
Организатор мероприятия — общественное объединение «Мув Грин» представило данные общественного мониторинга по качеству воздуха в главном городе страны. Исследование экологи проводят с 2017 года, установив в районах более 30 датчиков, которые замеряют наличие мелкодисперсных твёрдых частиц в режиме реального времени. Также для анализа использованы среднемесячные значения других загрязняющих веществ, мониторинг которых ведёт Кыргызгидромет.
По представленным графикам видно, что в минувший зимний сезон превышение норм ПДК, например в октябре, составляло 1,1, в ноябре — 3,4, в декабре — аж 4,9! А самыми грязными месяцами за прошлую зиму стали ноябрь, декабрь и февраль. По отравлению твёрдыми частицами в отопительный период лидируют такие районы, как жилмассив «Ак-Орго», мкрн. «Восток-5», Ошский рынок, пересечение улиц Боконбаева — Калыка Акиева. Вред окружающей среде наносят работа ТЭЦ, автотранспорт и отопление частных домов и бань углём и другими материалами, среди которых попадаются токсичные, например, резина или остатки швейного производства.
Данные, озвученные экологами, не просто цифры, они говорят о серьёзном вреде, наносимом здоровью людей. Как отметила инженер-эколог «Мув Грин» Бактыгуль Стакеева, озвучивавшая на встрече доклад, в группу риска прежде всего входят дети, чей организм только формируется. А значит, экология уже негативно влияет на здоровье будущего поколения.
Горожане этой зимой почувствовали на себе отравляющее воздействие небывалого до этого смога. И это при том, что Бишкек трудно назвать мегаполисом, по сравнению с другими столицами мира, где имеются такие же проблемы, нет у нас и крупных промышленных концернов, которые могли бы негативно влиять на состояние экологии. Специалисты из «Мув Грин» презентовали исследование, в котором провели анализ законодательной базы в сфере охраны атмосферного воздуха, и предложили внести изменения в законы для исправления ситуации.
Но мне показался интересным прозвучавший при обсуждении вопрос: «Кто должен отвечать за состояние экологии в столице?» Представитель столичного природоохранного ведомства отметил во время обсуждения, что это забота Государственного агентства по охране окружающей среды и лесного хозяйства. Но ему напомнили, что мэрия в лице соответствующих подразделений не должна забывать, что она несёт ответственность за то, что происходит в Бишкеке, и, мне кажется, это вполне разумный довод.
Бизнес важнее здоровья?Город начинается с генплана, где, образно говоря, определена стратегия его развития, учитываются темпы роста населения, предусматривается в связи с этим возведение необходимых инфраструктурных объектов, предлагается решение транспортных вопросов. И вот здесь мы сталкиваемся с самой главной бедой — отсутствием понимания перспектив развития у самого муниципалитета. Причём это происходит на протяжении уже длительного времени.
Архитекторы советских времён, ныне находящиеся на пенсии, уже не раз отмечали, что хаотичная многоэтажная застройка, что ведётся в столице последние годы, привела к нарушению розы ветров. То есть город не продувается ветрами, идущими с гор. В результате мы и получили этой зимой мощнейший смог. На встрече я спросил эколога Дмитрия Ветошкина об этой проблеме. Он рассказал, что экологи поднимали перед Бишкекглавархитектурой этот вопрос, но им ответили, что там мешать развитию строительного бизнеса не намерены. Мол, это приносит доходы. Получается, сколько мы не будем бороться с частными банями, с отоплением частных домов углём, ситуация в корне не изменится, потому что кварталы города не продуваются.
Современная многоэтажная застройка ведётся в основном в центре, где можно дороже продать квартиры, где не надо тянуть к новострою коммуникации и дороги. Строят элитки, вырубая деревья и уничтожая газоны, что опять не лучшим образом отражается на экологии. А каждая многоэтажка после заселения сразу обрастает автомобилями, причём на одну семью приходится порой по несколько машин. То есть на относительно небольшой территории центра города концентрируется большое количество автотранспорта. И это тоже ведёт к интенсивному загрязнению атмосферы.
В беседе со мной эколог Б. Стакеева привела такие цифры: столица рассчитана на 40 тысяч автомобилей, сегодня их количество фактически превышает 400 тысяч машин плюс приезжающий транспорт из регионов. А ведь город с советского времени несильно разросся. Но, как мы видим, по тому, что творится на дорогах Бишкека, транспортную проблему муниципалитет решает весьма своеобразно. То есть, вырубая деревья при расширении дорог, что пока мало помогает в борьбе с пробками. Между тем крупные города Европы всё чаще прибегают к созданию пешеходных зон, районов, закрытых для автомобилей, содействуют тому, чтобы горожане больше пользовались не личными авто, а общественным транспортом и даже велосипедами. Позитивный опыт есть, главное — его применить.
Как видим, проблемы экологии столицы так или иначе напрямую связаны с исполнением градостроительных норм и, главное, с чётким пониманием, какой столица станет через три года, пять лет, как изменения повлияют на самые различные аспекты жизни большого города. Есть ли такое понимание в муниципалитете?
Да, наверное, строительный бизнес приносит хорошие доходы в бюджет, но уже сейчас мы видим, что атмосфера столицы подвергается негативному воздействию. Под угрозой здоровье горожан: и тех, кто живёт в частном секторе, и тех, кто заселяет элитки — воздух один на всех. Может, уже пора понять, что даже самый красивый город, но с мёртвым воздухом, окажется покинутым людьми. Поэтому важно менять и исправлять то, что происходит долгие годы в столице с экологией, и возглавить эту работу, конечно же, должна мэрия.
Источник: Дмитрий ОЗЕРОВ. СК