Чтобы жить в устойчивом мире молодые поколения должны лучше представлять себе устойчивое будущее и способы, которые позволяют к нему прийти. Что может помочь в этом лучше, чем школа или вуз, способные демонстрировать учащимся преимущества устойчивого образа жизни в своей повседневной практике, т.е. каждый учебный день?!
СЕТЬ ВУЗОВ «Зеленый университет»
Общественное Объединение «АКМЕНА» работает в сотрудничестве с более чем десятью университетами из различных регионов Кыргызстана:
• Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына,
• Кыргызский Национальный Аграрный Университет им. Скрябина,
• Университет Адама,
• КГТУ им. Раззакова,
• Американский Университет в Центральной Азии,
• Таласский Государственный Университет,
• Нарынский Государственный Университет,
• Ошский Государственный Университет,
• Жалалабатский Государственный Университет и др.
• Баткенский Государственный Университет
• Другие.
Для участников сети разработаны различные учебные и методические пособия.
Учебное пособие для вузов. Интегрированное управление водными ресурсами – Бишкек, 2012 г. Загрузить
Учебно-методические материалы для учителей «Шаги к устойчивым школам» - Бишкек, 2010 г. Загрузить
Пособие для тренеров по проведению информационного семинара «Шаги к устойчивым школам»
в регионах Кыргызстана. Загрузить
Спецвыпуск газеты «Жер Эне» Образование в интересах устойчивого развития в Кыргызстане. Бишкек, 2010 г. Загрузить
Спецвыпуск газеты «Жер Эне» Образование перед вызовом эффективного управления водными ресурсами. Бишкек, 2011 г. Загрузить
Спецвыпуск газеты «Жер Эне» Кыргызстан на пути к Зеленой экономике. Бишкек, 2013 г. Загрузить
СЕТЬ ШКОЛ «Экокампусы: шаги к устойчивым школам»
Сегодня в нашей сети уже более 30 школ, вузов и образовательных центров по всему Кыргызстану!
Оценка экологического следа учебных зданий, организация выставок научно-технического творчества по бионике и инженерным проектам в живой
природе, реализация проектов по сокращению выбросов углекислого газа и использованию возобновляемых источников энергии, практики почво- и
водосбережения на пришкольных участках, акции по сохранению биоразнообразия, проведение информационных кампаний для местных
сообществ, работа с предпринимателями по продвижению идей зеленой экономики, разработка учебных материалов и обмен опытом – вот лишь часть того, что делается в рамках сети «Экокампусы: шаги к устойчивым школам».
Экокампусы – это экологичные учебные здания. Они создаются, когда школа, вуз, колледж или другое образовательное учреждение принимают решение реализовать принципы экологической безопасности и устойчивости на практике, улучшить экологическую обстановку в учебных зданиях и обеспечить комплексный переход школьного (вузовского) сообщества к устойчивости во всех сферах жизни: потребление энергии, воды, закупки, транспорт, питание, отходы и др.
Мы стремимся к созданию обширного сообщества учебных учреждений и образовательных центров со всех областей Кыргызстана, стремящихся к экологизации своих зданий, продвижению принципов устойчивого развития через учебные программы и жизнь сообществ в целом.
Что такое экокампусы? – Скачать и посмотреть флэш-презентацию
Из истории движения
Впервые движение Экокампусов появилось в Великобритании как программа для учреждений высшего образования, и сегодня в их национальный плотный проект входит более 10 вузов. Университеты, получившие бронзовую аккредитацию могут говорить о том, что у них благоприятная экологическая обстановка и что их ориентиры и цели направлены на достижение устойчивости. Серебряная медаль – это дальнейший шаг к достижению устойчивости. Золотая медаль свидетельствует о том, что учебное здание не наносит вреда окружающей среды, и даже напротив, начинает способствовать ее восстановлению.
Сеть экокампусов с каждым годом получает все большее распространение по всему миру, и не только для университетов, но и для школ. Помимо Великобритании и Европейского региона, они получают широкое признание и в Японии, Корее, Тайланде, Китае и других странах.
Экокампусы в Кыргызстане
С 2010 года движение «Экокампусы» получило свое развитие в Кыргызстане. Координация работы сети осуществляется Общественным Объединением «АКМЕНА». Сеть начала свою работу в мае 2010 года и ставит своей целью помочь своим участникам в переходе к устойчивому хозяйствованию и улучшению экологических показателей по самым различным направлениям: управление отходами, водосбережение, энергоэффективность, использование возобновляемых источников энергии, сохранению биоразнообразия.
Став участником сети, ваша организация сможет принять участие:
• в проектах по повышению эффективности школьных зданий с позиций устойчивости и экологичности;
• на семинарах по об мену опытом в области Образования для Устойчивого Развития;
• в конкурсах сети для преподавателей и учащихся;
• в программе по созданию классов под открытым небом на пришкольных территориях.
А также:
• Сотрудничать с ОО «АКМЕНА» в разработке методических пособий и комплектов;
• Периодически получать информационные и методические материалы для работы по проектам сети;
Как стать участником сети?
Для того чтобы стать участником сети, необходимо заполнить регистрационную форму
и отправить ее по адресу электронной почты [email protected] .
Школы, прошедшие регистрацию, получают письменное уведомление и сертификат участника сети.
Наша методология
Экокампус – это, прежде всего, инструмент усиления качества образовательного процесса. Такое учебное здание является живой демонстрацией преимуществ устойчивого образа жизни для всего сообщества школы и за ее пределами.
Этап 1: Вступление в программу начинается с оценки школами своего «экологического следа».
Примеры оценки следа предложены на сайтах:
• http://www.wwf.ru/footprint/calculator
• http://myfootprint.org/ru/your_carbon_footprint/
! Методы оценки экологического следа для участников сети «Экокампусы» выбираются исходя из особенностей школы и адаптируются под нужды конкретного школьного коллектива.
Этап 2: Далее следует этап разработки школой стратегии перехода к устойчивости, которая определяется исходя из условий местности, где расположена школа, актуальных экологических проблем, нужд школьного коллектива и др.
Разработка целей, задач, плана действий, бюджета, индикаторов и методов оценки производится по специальной методике «Пирамида устойчивости», разработанной ОО «АКМЕНА» на основе инструментария международной сети «Компас-школы», получившей одобрение ЮНЕСКО в качестве успешной практики.
На этом же этапе школа составляет экологическую карту (или настольную модель) своего здания и прилежащих территорий.
Этап 3: Основываясь на выбранной стратегии, школа может выбрать одну или несколько под-программ для повышения устойчивости своего учебного здания:
• Под-программа «Вода-для Жизни» - повышение эффективности использования воды для питьевых и поливных нужд школьных сообществ;
• Под-программа «Охотники за киловаттами» - усиление мер по энергосбережению;
• Под-программа «Солнечные классы» - помощь школам в использовании возобновляемой энергии солнца и ветра для нужд своих сообществ;
• Под-программа «Зеленые столовые» - повышение информированности школьных сообществ по вопросам пищевой безопасности, возрождение традиции ухода за фруктами и овощами на приусадебных участках школ, организация поставок местных органических продуктов питания для школьных столовых, освоение детьми основ устойчивого сельского хозяйства;
• Под-программа «Управление отходами» - компостирование, повторная переработка и сокращение общего количества отходов в школах;
• Под-программа «Экосистемы» - восстановление и охрану участков естественной природы на территориях, прилегающих к учебному зданию;
• Другие.
Этап 4: Оценка результатов и планирование шагов на будущее.